Консультация для для родителей на тему : « Если ребенок не говорит…?» |
Автор: Administrator | ||||||||||
11.10.2012 11:40 | ||||||||||
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше т. д. К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.
У двулетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка…, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны… К. И. Чуковский
Как проявляется словотворчество в речи ребенка? Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
1.Осколки слов: часть какого-либо слова используется как целое слово - «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
2.Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.
3.Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, т.е. я мамина и папина ; «огромадный» - огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например :прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова - осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.
Таким образом, новое слово образуется на основе тех образцов речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше слышит малыш разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор решают вопрос о том . что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными. Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
|
||||||||||
Обновлено ( 13.11.2012 06:40 ) |