Консультация для для родителей на тему : « Если ребенок не говорит…?»

Печать
Автор: Administrator   
11.10.2012 11:40

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста.

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению)  и уместны в употреблении.  Например,

«брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше т. д.

К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.

 

У двулетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка…, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…

К. И. Чуковский

 

Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

 

1.Осколки слов: часть какого-либо слова используется как целое слово -  «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.

 

2.Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.

 

3.Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, т.е. я мамина и папина ; «огромадный» - огромный и громадный.

 

Давайте попробуем  определить, как образуются такие слова.

Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например :прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить  «ко», затем «мокко». Так образуются слова -  осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.

 

 

 

«Новые» слова ребенка

Образец

Видишь, какой у меня желтяк выскочил?

Синяк

Я – правдун!

Лгун, болтун

У меня гусья кожа сделалась.

Лисья, песья

Какой ты диктун, папа!

Ворчун

 

Таким образом, новое слово образуется на основе тех образцов речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше слышит малыш разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Ученые до сих пор решают вопрос о том . что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.

Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

 

Взрослые никогда ничего не понимают сами,

а для детей очень утомительно без конца им все

объяснять и растолковывать.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Обновлено ( 13.11.2012 06:40 )