Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сайт для слабовидящих

 ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ПНПО

Дискуссионный клуб Минобрнауки
Дискуссионный клуб Минобрнауки России

Формирование правильного грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.11.2012 11:36


Игнатова Светлана Алексеевна,

воспитатель


«Формирование правильного грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

 

В процессе развития речи ребенок овладевает грамматиче­ским строем языка, то есть правилами и нормами, по которым данный язык живет. Грамматический строй языка вырастает из совокупности законов словообразования, морфологии и син­таксиса.

Словообразование — это система построения слов в языке. Морфология — система грамматических значений слов, то есть значений, связанных с принадлежностью к той или иной части речи и особенностью их изменения. Синтаксис — это сочетае­мость и порядок следования слов, способы построения в языке простых и сложных предложений.

Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамматический строй образует це­лостную языковую систему.

Принципы формирования грамматического строя языка у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя устной речи дошколь­ника включает работу над морфологией, изучающей грамматиче­ские значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (соче­таемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Работа над морфологическим строем речи

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владе­ние родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравствен­ного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингви­стической сфере — как овладение ребенком языковыми навы­ками — фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями — в сфере форми­рования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно не только для формирования культуры речи, но и культуры обще­ния.

Комбинирование языковых единиц в высказывание является творческим процессом во всех смыслах.

Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях.

Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации выска­зывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо кон­кретной ситуации, происходит развитие языковой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему по­нимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно вы­сокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Критерии оценки речевого развития дошкольника

Высокий уровень развития речи дошкольника включает:

— владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при вы­ражении своих мыслей и составлении любого типа высказыва­ния;

— развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;

— знание норм и правил речевого этикета, умение пользовать­ся ими в зависимости от ситуации.

Литература

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

3.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольни­ка. М.: «Сфера», 2008.

 

Обновлено ( 15.11.2013 16:27 )
 
free pokerfree poker